Бесплатный курс по JavaScript. Зарегистрируйтесь для отслеживания прогресса →

JavaScript: Числа с плавающей точкой

JavaScript не делает различий между рациональными (0.5) и натуральными числами (10), для него и то, и другое - числа (в других языках это не так). Благодаря этому их можно использовать совместно в любых операциях:

3 * 0.5; // 1.5

Но как бы от нас не скрывали, рациональные числа, в силу своих особенностей, устроены совсем по-другому. Нам, как прикладным программистам, это было бы не особенно важно, если бы не одна деталь. Посмотрите на этот пример:

// Проверьте этот код в консоли браузера
0.2 * 0.2 // 0.04000000000000001

Операция умножения двух рациональных чисел внезапно привела к неточному вычислению результата. Тот же самый результат выдадут и другие языки программирования. Такое поведение обуславливается ограничениями вычислительных мощностей. Объем памяти, в отличие от чисел, конечен (бесконечное количество чисел требует бесконечного количества памяти для своего хранения). И если с натуральными числами эта проблема решается простым ограничением по верхней границе (есть некоторое максимальное число, которое можно ввести), то с рациональными такой финт не пройдет.

// Максимальное возможное целое число
console.log(Number.MAX_SAFE_INTEGER);
9007199254740991

Рациональные числа не выстроены в непрерывную цепочку, между 0.1 и 0.2 бесконечное множество чисел. Соответственно возникает серьезная проблема, а как хранить рациональные числа? Это интересный вопрос сам по себе. В интернете множество статей, посвященных организации памяти в таких случаях. Более того, существует стандарт, в котором описано, как это делать правильно, и подавляющее число языков на него опирается.

Для нас, как для разработчиков, важно понимать, что операции с плавающими числами неточны (эту точность можно регулировать), а значит при решении задач, связанных с подобными числами, необходимо прибегать к специальным трюкам, которые позволяют добиться необходимой точности.

Задание

Вычислите и выведите на экран произведение двух чисел: 0.39 и 0.22

Упражнение не проходит проверку — что делать? 😶

Если вы зашли в тупик, то самое время задать вопрос в «Обсуждениях». Как правильно задать вопрос:

  • Обязательно приложите вывод тестов, без него практически невозможно понять что не так, даже если вы покажете свой код. Программисты плохо исполняют код в голове, но по полученной ошибке почти всегда понятно, куда смотреть.
В моей среде код работает, а здесь нет 🤨

Тесты устроены таким образом, что они проверяют решение разными способами и на разных данных. Часто решение работает с одними входными данными, но не работает с другими. Чтобы разобраться с этим моментом, изучите вкладку «Тесты» и внимательно посмотрите на вывод ошибок, в котором есть подсказки.

Мой код отличается от решения учителя 🤔

Это нормально 🙆, в программировании одну задачу можно выполнить множеством способов. Если ваш код прошел проверку, то он соответствует условиям задачи.

В редких случаях бывает, что решение подогнано под тесты, но это видно сразу.

Прочитал урок — ничего не понятно 🙄

Создавать обучающие материалы, понятные для всех без исключения, довольно сложно. Мы очень стараемся, но всегда есть что улучшать. Если вы встретили материал, который вам непонятен, опишите проблему в «Обсуждениях». Идеально, если вы сформулируете непонятные моменты в виде вопросов. Обычно нам нужно несколько дней для внесения правок.

Кстати, вы тоже можете участвовать в улучшении курсов: внизу есть ссылка на исходный код уроков, который можно править прямо из браузера.

Полезное


Нашли ошибку? Есть что добавить? Пулреквесты приветствуются https://github.com/hexlet-basics
Если вы столкнулись с трудностями и не знаете, что делать, задайте вопрос в нашем большом и дружном сообществе

Free JavaScript course. Sign Up for tracking progress →

JavaScript: Floating-point numbers

JavaScript doesn't distinguish between rational numbers (0.5) and natural numbers (10), both are numbers in JS (though other languages treat them differently). This means they can be used together in any operation:

3 * 0.5; // 1.5

However, due to their features, rational numbers are very different. As applied programmers, it wouldn't matter so much if it were not for one detail. Look at this example:

// Check this code in the [browser console](https://firefox-source-docs.mozilla.org/devtools-user/browser_console/index.html)
0.2 * 0.2 // 0.04000000000000001

Multiplying two rational numbers has suddenly led to an imprecise result. Other programming languages deliver the same result. This happens due to the limits of computing power. The amount of memory, unlike the amount of numbers, is finite (an infinite amount of numbers requires an infinite amount of memory to store). In the case of natural numbers, this issue is solved by a simple upper bound (you can set the maximum number allowed). However, this is not impossible with rational numbers.

// Maximum possible integer
console.log(Number.MAX_SAFE_INTEGER);
9007199254740991

Rational numbers are not lined up in a continuous chain like integers, there's an infinite amount of numbers between 0.1 and 0.2. So now we have a big problem: how can we store rational numbers? Excellent question. There is a myriad of articles in the internet about memory organization in these cases. Moreover, there is even a standard describing how to do it correctly, and an overwhelming number of languages are based on this set of recommendations.

As developers, it's important to understand that operations with floating numbers are not precise (though precision can be adjusted using special tricks).

Instructions

Compute and print the product of 0.39 and 0.22.

The exercise doesn't pass checking. What to do? 😶

If you've reached a deadlock it's time to ask your question in the «Discussions». How ask a question correctly:

  • Be sure to attach the test output, without it it's almost impossible to figure out what went wrong, even if you show your code. It's complicated for developers to execute code in their heads, but having a mistake before their eyes most probably will be helpful.
In my environment the code works, but not here 🤨

Tests are designed so that they test the solution in different ways and against different data. Often the solution works with one kind of input data but doesn't work with others. Check the «Tests» tab to figure this out, you can find hints at the error output.

My code is different from the teacher's one 🤔

It's fine. 🙆 One task in programming can be solved in many different ways. If your code passed all tests, it complies with the task conditions.

In some rare cases, the solution may be adjusted to the tests, but this can be seen immediately.

I've read the lessons but nothing is clear 🙄

It's hard to make educational materials that will suit everyone. We do our best but there is always something to improve. If you see a material that is not clear to you, describe the problem in “Discussions”. It will be great if you'll write unclear points in the question form. Usually, we need a few days for corrections.

By the way, you can participate in courses improvement. There is a link below to the lessons course code which you can edit right in your browser.

If you got stuck and don't know what to do, you can ask a question in our huge and friendly community