Бесплатный курс по JavaScript. Зарегистрируйтесь для отслеживания прогресса →

JavaScript: Агрегация данных (Числа)

Отдельный класс задач, который не может обойтись без циклов, называется агрегированием данных. К таким задачам относятся поиск максимального, минимального, суммы, среднего арифметического и т.п. Их главная особенность в том, что результат зависит от всего набора данных. Для расчета суммы нужно сложить все числа, для вычисления максимального нужно сравнить все числа.

С такими задачами хорошо знакомы все, кто занимаются числами, например бухгалтеры или маркетологи. Обычно их выполняют в таблицах наподобие Microsoft Excel или Google Tables.

Разберем самый простой пример – поиск суммы набора чисел. Реализуем функцию, которая складывает числа в указанном диапазоне, включая границы. Диапазоном в данном случае называется ряд чисел от какого-то начала до определенного конца. Например, диапазон [1, 10] включает в себя все целые числа от 1 до 10.

sumNumbersFromRange(5, 7); // 5 + 6 + 7 = 18
sumNumbersFromRange(1, 2); // 1 + 2 = 3

// [1, 1] диапазон с одинаковым началом и концом – тоже диапазон
// он в себя включает ровно одно число – саму границу диапазона
sumNumbersFromRange(1, 1); // 1
sumNumbersFromRange(100, 100); // 100

Для реализации этого кода нам понадобится цикл, так как сложение чисел – это итеративный процесс (он повторяется для каждого числа), а количество итераций зависит от размера диапазона. Перед тем, как смотреть код, попробуйте ответьте на вопросы ниже:

  • Каким значением инициализировать счетчик?
  • Как он будет изменяться?
  • Когда цикл должен остановиться?

Попробуйте сначала подумать над этими вопросами, а затем посмотрите код ниже:

const sumNumbersFromRange = (start, finish) => {
  // Технически можно менять start
  // Но входные аргументы нужно оставлять в исходном значении
  // Это сделает код проще для анализа
  let i = start;
  let sum = 0; // Инициализация суммы

  while (i <= finish) { // Двигаемся до конца диапазона
    sum = sum + i; // Считаем сумму для каждого числа
    i = i + 1; // Переходим к следующему числу в диапазоне
  }

  // Возвращаем получившийся результат
  return sum;
};

Общая структура цикла здесь стандартна. Есть счетчик, который инициализируется начальным значением диапазона, есть сам цикл с условием остановки при достижении конца диапазона, и, наконец, изменение счетчика в конце тела цикла. Количество итераций в таком цикле равно finish - start + 1. То есть для диапазона от 5 до 7 – это 7 - 5 + 1, то есть 3 итерации.

Главные отличия от обычной обработки связаны с логикой вычислений результата. В задачах на агрегацию всегда есть какая-то переменная, которая хранит внутри себя результат работы цикла. В коде выше это sum. На каждой итерации цикла происходит её изменение, прибавление следующего числа в диапазоне: sum = sum + i. Весь процесс выглядит так:

// Для вызова sumNumbersFromRange(2, 5);
let sum = 0;
sum = sum + 2; // 2
sum = sum + 3; // 5
sum = sum + 4; // 9
sum = sum + 5; // 14
// 14 – результат сложения чисел в диапазоне [2, 5]

У переменной sum есть начальное значение, равное 0. Зачем вообще задавать значение? Любая повторяющаяся операция начинается с какого-то значения. Нельзя просто так объявить переменную и начать с ней работать внутри цикла. Это приведет к неверному результату:

// начальное значение не задано
// js автоматически делает его равным undefined
let sum;

// первая итерация цикла
sum = sum + 2; // ?

В результате такого вызова внутри sum окажется NaN, то есть не-число. Оно возникает из-за попытки сложить 2 и undefined. Значит какое-то значение всё же нужно. Почему в коде выше выбран 0? Очень легко проверить, что все остальные варианты приведут к неверному результату. Если начальное значение будет равно 1, то результат получится на 1 больше, чем нужно.

В математике существует понятие нейтральный элемент операции (у каждой операции свой элемент). Это понятие имеет очень простой смысл. Операция с этим элементом не изменяет то значение, над которым проводится операция. В сложении любое число плюс ноль дает само число. При вычитании – тоже самое. Даже у конкатенации есть нейтральный элемент – это пустая строка: '' + 'one' будет 'one'.

Вопрос на самопроверку. Какой нейтральный элемент у операции умножения? Для ответа на этот вопрос, найдите число, которое не меняет любые другие числа при умножения на него.

Задание

Реализуйте функцию multiplyNumbersFromRange(), которая перемножает числа в указанном диапазоне включая границы диапазона. Пример вызова:

multiplyNumbersFromRange(1, 5); // 1 * 2 * 3 * 4 * 5 = 120
multiplyNumbersFromRange(2, 3); // 2 * 3 = 6
multiplyNumbersFromRange(6, 6); // 6
Упражнение не проходит проверку — что делать? 😶

Если вы зашли в тупик, то самое время задать вопрос в «Обсуждениях». Как правильно задать вопрос:

  • Обязательно приложите вывод тестов, без него практически невозможно понять что не так, даже если вы покажете свой код. Программисты плохо исполняют код в голове, но по полученной ошибке почти всегда понятно, куда смотреть.
В моей среде код работает, а здесь нет 🤨

Тесты устроены таким образом, что они проверяют решение разными способами и на разных данных. Часто решение работает с одними входными данными, но не работает с другими. Чтобы разобраться с этим моментом, изучите вкладку «Тесты» и внимательно посмотрите на вывод ошибок, в котором есть подсказки.

Мой код отличается от решения учителя 🤔

Это нормально 🙆, в программировании одну задачу можно выполнить множеством способов. Если ваш код прошел проверку, то он соответствует условиям задачи.

В редких случаях бывает, что решение подогнано под тесты, но это видно сразу.

Прочитал урок — ничего не понятно 🙄

Создавать обучающие материалы, понятные для всех без исключения, довольно сложно. Мы очень стараемся, но всегда есть что улучшать. Если вы встретили материал, который вам непонятен, опишите проблему в «Обсуждениях». Идеально, если вы сформулируете непонятные моменты в виде вопросов. Обычно нам нужно несколько дней для внесения правок.

Кстати, вы тоже можете участвовать в улучшении курсов: внизу есть ссылка на исходный код уроков, который можно править прямо из браузера.

Нашли ошибку? Есть что добавить? Пулреквесты приветствуются https://github.com/hexlet-basics
Если вы столкнулись с трудностями и не знаете, что делать, задайте вопрос в нашем большом и дружном сообществе

Free JavaScript course. Sign Up for tracking progress →

JavaScript: Data aggregation (numbers)

One particular class of tasks that cannot be done without loops is data aggregation. These problems include searching for the maximum and minimum values, as well as finding sums and averages. Their main feature is that their result depends on the whole data set. Calculating the sum requires you to add all the numbers together, and calculating the maximum requires you to compare all the numbers.

Anyone who deals with numbers, e.g., accountants or marketers, will be familiar with these tasks. It's usually done using spreadsheet software like Microsoft Excel or Google Tables.

Let's consider a simple example: the sum of a set of numbers. We can implement a function to add numbers in a given range, including bounds. Here we have a range of numbers from a minimum value (lower bound) to a maximum (upper bound). For example, the range [1, 10] includes all integers from 1 to 10.

sumNumbersFromRange(5, 7); // 5 + 6 + 7 = 18
sumNumbersFromRange(1, 2); // 1 + 2 = 3

// The range [1, 1] is also a range
// it includes just one number, the bound of the range itself
sumNumbersFromRange(1, 1); // 1
sumNumbersFromRange(100, 100); // 100

To implement this function, we need a loop because adding numbers is an iterative process (an iteration for each number), and the number of iterations depends on the size of the range. Before looking at the code, try answering the questions below:

  • Which value should you initialize the counter with?
  • How will it change?
  • When should the loop stop?

Try and think through these questions first and then have a look at the code below:

const sumNumbersFromRange = (start, finish) => {
  // You can, of course, change the 'start' value
  // But the input arguments must be left unchanged
  // It makes the code easier to analyze
  let i = start;
  let sum = 0; // Sum initialization

  while (i <= finish) { // Move to the end of the range
    sum = sum + i; // Calculate sum for each number
    i = i + 1; // Go to the next number in the range
  }

  // Return loop result
  return sum;
};

The general structure of the loop here is standard. A counter initialized with a start value for the range, a loop with a condition to stop at the end of the range and, finally, a counter change at the end of the loop. The number of iterations in this type of loop is finish - start + 1. Thus, for the range from 5 to 7, it is 7 - 5 + 1, or three iterations.

The main difference from regular processing is related to the logic of computing the result. In aggregation tasks, there is always a variable that stores the result of the loop. In the code above, it is sum. With each loop iteration, this variable changes, adding another number from the range: sum = sum + i. The whole process looks like this:

// Calling sumNumbersFromRange(2, 5);
let sum = 0;
sum = sum + 2; // 2
sum = sum + 3; // 5
sum = sum + 4; // 9
sum = sum + 5; // 14
// 14 – the result of adding the numbers in the range [2, 5]

The sum variable has an initial value of 0. Why do you need to set the value at all? Any iterative operation starts with a value. You can't just declare an empty variable and start working with it within a loop. It will lead to an incorrect result:

// when there is no initial value
// js sets it to undefined
let sum;

// first iteration
sum = sum + 2; // ?

It will result in NaN, i.e. not a number, in sum. It occurs due to an attempt to add 2 and undefined. So you need to have an initial value. Why is 0 chosen in the code above? Well, it is easy to check that all the other options would lead to the wrong result. If the initial value is 1, the sum will be 1 more than it should be.

In mathematics, there is a concept of an identity element/neutral element, an element for each type of operation. Its meaning is easy to grasp. An operation with this element doesn't change the operand. For addition, any number plus zero results in the number itself. The same goes for subtraction. Even concatenation has a neutral element, which is an empty string: '' + 'one' will be 'one'.

Self-testing question. What is the neutral element of a multiplication operation?

Instructions

Write a function, multiplyNumbersFromRange(), that multiplies numbers in a given range, including its bounds. An example:

multiplyNumbersFromRange(1, 5); // 1 * 2 * 3 * 4 * 5 = 120
multiplyNumbersFromRange(2, 3); // 2 * 3 = 6
multiplyNumbersFromRange(6, 6); // 6
The exercise doesn't pass checking. What to do? 😶

If you've reached a deadlock it's time to ask your question in the «Discussions». How ask a question correctly:

  • Be sure to attach the test output, without it it's almost impossible to figure out what went wrong, even if you show your code. It's complicated for developers to execute code in their heads, but having a mistake before their eyes most probably will be helpful.
In my environment the code works, but not here 🤨

Tests are designed so that they test the solution in different ways and against different data. Often the solution works with one kind of input data but doesn't work with others. Check the «Tests» tab to figure this out, you can find hints at the error output.

My code is different from the teacher's one 🤔

It's fine. 🙆 One task in programming can be solved in many different ways. If your code passed all tests, it complies with the task conditions.

In some rare cases, the solution may be adjusted to the tests, but this can be seen immediately.

I've read the lessons but nothing is clear 🙄

It's hard to make educational materials that will suit everyone. We do our best but there is always something to improve. If you see a material that is not clear to you, describe the problem in “Discussions”. It will be great if you'll write unclear points in the question form. Usually, we need a few days for corrections.

By the way, you can participate in courses improvement. There is a link below to the lessons course code which you can edit right in your browser.

If you got stuck and don't know what to do, you can ask a question in our huge and friendly community