Пограничные случаи

Функция mysubstr, которую вы реализовали в прошлом уроке, содержит множество ошибок. «Но ведь она прошла проверки!». Да, но в этих проверках не было так называемых пограничных случаев. Функция нормально работала с нормальными аргументами, но как она поведет себя, если передать ей такие варианты длины?

  • 0
  • Отрицательное число
  • Число, превышающее реальный размер строки

Функция mysubstr не рассчитана на такие варианты. Можно подумать, что это не проблема: функция работает в нормальных условиях, и просто не нужно передавать ей «плохие» аргументы. В идеальном мире — да, но в реальном мире ваш код будет запускаться в разных ситуациях, с разными комбинациями условий и данных. Тот, кто будет его запускать, скорее всего не будет читать его внимательно, и даже документацию по нему, если вы ее напишете, он, возможно, не будет читать внимательно. Поэтому он не будет точно знать, с чем ваш код работать сможет, а с чем нет; да и просто он может ошибиться. То есть нельзя быть уверенным, что аргументы всегда будут корректными.

Ошибки в пограничных случаях — самая частая причина логических ошибок в программах. Программисты всегда забывают что-нибудь учесть. Такие ошибки часто проявляются не сразу, и могут долгое время не приводить к видимым проблемам. Программа продолжает работать, но в какой-то момент обнаруживается, что в результатах есть ошибки.

Умение справляться с такими ошибками приходит с опытом, через постоянные косяки в стиле «ой, забыл проверить на пустую строку!».

Поэтому нужно учитывать различные особые случаи, в рамках здравого смысла. Учитывать - означает например постараться избежать порчи данных, которые по логике операции изменяться не должны были; а также, вместо того чтобы “молча” выполнить что-то бессмысленное или вообще ничего - как-то сообщить о проблеме, и тем самым помочь вызывающему программисту, подсказав ему, что он передал недопустимые аргументы.

Например, если функция удаляет из какой-то строки все символы с индексами от N и далее, где N - аргумент функции, то мы могли написать функцию так, что если вдруг ей подали значение N<0, то функция уже первый (с индексом 0) символ посчитает лишним и удалит все. Но не факт, что это разумно: передача отрицательного числа в эту функцию почти наверняка говорит об ошибке программиста, и вместо того чтобы портить строку и продолжать работать как будто так и надо, лучше сгенерировать ошибку, которая укажет вызвавшему нас программисту, что он что-то сделал не так. Мы в этих уроках не говорим о том, как сигнализировать об ошибках, но как минимум, даже не зная этого, мы могли бы добавить в функцию первым действием запрос из строки символа с индексом N-1, и тогда при попытке проделать это при N<0 выполнение функции прервется с ошибкой. А некоторые другие случаи неверного указания аргументов мы можем посчитать безобидными. К примеру, мы можем решить, что указание индекса большего, чем длина строки, нужно понимать так что удалять ничего не нужно - скажем, мы хотим дать вызывающему программисту возможность обрезать несколько строк до одной и той же нужной ему максимальной длины, при этом не заставляя его каждую строку проверять: не короче ли она уже, чем ему нужно. Но даже если мы решили, что такой пограничный случай - корректен, все равно мы это сделали, сначала его обдумав - то есть всегда нужно задаваться вопросом, а какие неожиданные для нас значения аргументов нам могут передать.

Заметим, что можно было написать функцию и таким образом, что она в цикле идет от индекса N в сторону возрастания до тех пор, пока счетчик цикла не станет равен длине строки-1. И тогда, если вдруг на вход подали N большее чем длина строки, то счетчик цикла никогда не станет равным длине строки-1, и цикл станет вечным. Нет, на самом деле не станет, потому что при попытке увелить счетчик свыше максимально допустимого значения целого числа в Java произойдет ошибка; но это не наша заслуга, нас спас компилятор, добавляющий такие проверки автоматически. Но все равно нет ничего хорошего, если перед этим тело цикла успеет выполниться 2 миллиарда раз. А если бы в нем выводилось на экран текущее значение счетчика?


Давайте представим себе расширенную функцию mysubstr. Она принимает три аргумента: строку, индекс и длину извлекаемой подстроки. Функция возвращает подстроку указанной длины начиная с указанного индекса. Примеры вызова:

var str = "If I look back I am lost";
mysubstr(str, 0, 1); // => 'I'
mysubstr(str, 3, 6); // => 'I look'

Прикинем, что может пойти не так. Какие пограничные случаи стоит учитывать:

  • Отрицательная длина извлекаемой подстроки
  • Отрицательный заданный индекс
  • Заданный индекс выходит за границу всей строки
  • Длина подстроки в сумме с заданным индексом выходит за границу всей строки

В реализации функции каждый пограничный случай будет отдельным куском кода, скорее всего реализованным с помощью if.

Чтобы написать функцию mysubstr и защититься от этих случаев, стоит написать отдельную функцию, которая будет проверять аргументы на корректность. Займемся этим в задании.

Задание

Реализуйте функцию-предикат isArgumentsForSubstrCorrect, которая принимает три аргумента:

  1. строку
  2. индекс, с которого начинать извлечение
  3. длину извлекаемой подстроки

Функция возвращает false, если хотя бы одно из условий истинно:

  • Отрицательная длина извлекаемой подстроки
  • Отрицательный заданный индекс
  • Заданный индекс выходит за границу всей строки
  • Длина подстроки в сумме с заданным индексом выходит за границу всей строки

В ином случае функция возвращает true.

Не забывайте, что индексы начинаются с 0, поэтому индекс последнего элемента — это «длина строки минус 1».

Пример вызова:

var str = "Sansa Stark";
isArgumentsForSubstrCorrect(str, -1, 3); // => false
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 4, 100); // => false
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 10, 10); // => false
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 11, 1); // => false
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 3, 3); // => true
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 0, 5); // => true

Нашли ошибку? Есть что добавить? Пулреквесты приветствуютсяhttps://github.com/hexlet-basics

Упражнение доступно только авторизованным пользователям.

Пожалуйста, авторизуйтесь, это необходимо для отслеживания прогресса выполнения уроков. Если у вас ещё нет учётной записи, то сейчас самое время создать аккаунт.

Border Cases

The mysubstr function that you implemented in the last lesson contains many errors. “But she passed the test!”. Yes, but in these checks there were no so-called border cases . The function worked normally with normal arguments, but how will it behave if you pass such lengths to it?

  • 0
  • A negative number
  • Number greater than the actual size of the string

The mysubstr function is not designed for such options. You might think that this is not a problem: the function works under normal conditions, and you simply do not need to pass on to it “bad” arguments. In an ideal world, yes, but in the real world, your code will run in different situations, with different combinations of conditions and data. The one who runs it will most likely not read it carefully, and even the documentation on it, if you write it, it may not read carefully. Therefore, it will not know exactly what your code will work with and what it will not; and he can simply be mistaken. That is, one cannot be sure that the arguments will always be correct.

Errors in borderline cases are the most common cause of logical errors in programs. Programmers always forget to take something into account. Such errors often manifest themselves not immediately, and may not lead to visible problems for a long time. The program continues to work, but at some point it appears that there are errors in the results.

The ability to cope with such errors comes with experience, through constant jambs in the style of “oh, forgot to check for an empty line!”.

Therefore it is necessary to take into account various special cases, within the framework of common sense. Taking into account means, for example, to try to avoid data corruption, which, according to the logic of the operation, should not have changed; and also, instead of “silently” doing something meaningless or nothing at all, somehow report the problem, and thereby help the calling programmer, telling him that he passed inappropriate arguments.

For example, if a function removes from a string all characters with indices from N and further, where N is the function argument, then we could write a function so that if suddenly it was given the value N<0, then the function is already the first (with index 0) the character considers superfluous and deletes everything. But it’s not a fact that it is reasonable: the transfer of a negative number to this function almost certainly indicates a programmer’s error, and instead of spoiling the line and continuing to work as it should, it is better to generate an error that indicates to the programmer that caused us did something wrong. We are not talking about how to signal errors in these lessons, but at least, without even knowing it, we could add to the function the first action request from the character string with the index N-1, and then when trying to do this with N < 0 the execution of the function will fail with an error. And we can consider some other cases of incorrect indication of arguments as harmless. For example, we can decide that specifying an index greater than the length of a line, we need to understand so that we don’t need to delete anything - let’s say we want to give the calling programmer the ability to cut several lines to the same maximum length he needs without forcing check every line of it: is it already shorter than it needs? But even if we decided that such a borderline case is correct, we did it anyway, first considering it - that is, you always have to ask yourself, and which unexpected values for the arguments we can pass on to us.

Note that it was possible to write a function and in such a way that it goes in a loop from the index N upwards until the loop counter becomes equal to the length of line -1. And then, if suddenly, at the input filed N greater than the length of the string, then the loop counter will never become equal to the length of row-1, and the loop will become eternal. No, in fact, it will not, because if you try to increase the counter above the maximum allowable integer value in Java, an error will occur; but this is not our merit, the compiler saved us, adding such checks automatically. But still there is nothing good if the body of the cycle has time to execute 2 billion times before. And if it displayed the current value of the counter?


Let’s imagine the extended function mysubstr. It takes three arguments: a string, an index, and a length of the extracted substring. The function returns a substring of the specified length starting from the specified index. Call examples:

var str = "If I look back I am lost";
mysubstr(str, 0, 1); // => 'I'
mysubstr(str, 3, 6); // => 'I look'

Let’s figure out what could go wrong. What borderline cases worth considering:

  • Negative length of the extracted substring
  • Negative given index
  • The specified index goes beyond the boundary of the entire line.
  • The length of the substring in the amount with the specified index goes beyond the boundary of the entire line

In the implementation of the function, each border case will be a separate piece of code, most likely implemented with if.

To write the mysubstr function and protect against these cases, it is worth writing a separate function that will check the arguments for correctness. Let’s do this in the assignment.

instructions

Implement the predicate function isArgumentsForSubstrCorrect, which takes three arguments:

  1. line
  2. index from which to start extraction
  3. the length of the extracted substring

The function returns false if at least one of the conditions is true:

  • Negative length of the extracted substring
  • Negative given index
  • The specified index goes beyond the boundary of the entire line.
  • The length of the substring in the amount with the specified index goes beyond the boundary of the entire line

Otherwise, the function returns true.

Don’t forget that indexes start with 0, so the index of the last element is “the length of the string minus 1”.

Call example:

var str = "Sansa Stark";
isArgumentsForSubstrCorrect(str, -1, 3); // => false
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 4, 100); // => false
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 10, 10); // => false
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 11, 1); // => false
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 3, 3); // => true
isArgumentsForSubstrCorrect(str, 0, 5); // => true

If you got stuck and don't know what to do, you can ask a question in our huge and friendly community
Exercise available only for signed users.

Please sign in with your GitHub account, this is necessary to track the progress of the lessons. If you do not have an account yet, now is the time to create an account on GitHub.